Лицей №9 имени К.Э.Циолковского г.Калуги
город Калуга, Калужская область
  • К.Э.Циолковский - учитель

    К.Э.Циолковский фото1

    То, что Константин Эдуардович Циолковский был учителем, знают почти все. Но почему его так уважали и любили дети? Причём всегда, и когда он работал в Боровском уездном училище (в 1880-1892гг.) и в Калужском высшем начальном училище (в 1916-1917гг.), и ученицы Калужского Епархиального Женского училища, службе в котором Константин Эдуардович посвятил почти двадцать лет жизни. Известно, что Циолковский преподавал и в 6-й советской единой трудовой школе второй ступени (с октября 1918 до 1921 года), где также оставил о себе добрую память.

    Нам, конечно же, прежде всего интересен период с 5 февраля 1899 до лета 1918 года, когда великий учёный был учителем в стенах того здания, где учим и учимся мы сегодня. Он преподавал здесь физику и математику.

    Казалось бы, ученицы тогда должны были относиться к Константину Эдуардовичу, как минимум, с недоверием. Ведь большинство девочек были из семей духовенства. Да и само обучение было пронизано религиозным духом. Каждый день начинался с молитв в училищной церкви. С молитвы начинался урок. Основным из изучаемых предметов был Закон Божий. А Циолковский преподавал дисциплины, в которых точность вычислений, однозначность формулировок, вроде бы, не дают оснований для присутствия сверхъестественных сил.

    Но, как следует из воспоминаний учениц, сугубо материалистические воззрения К.Э.Циолковского не воспринимались ими как преграда для взаимодействия с учителем на уроках. Более того, девочки охотно постигали основы наук, с которыми их знакомил чуткий и внимательный педагог.

    Для примера возьмём несколько цитат из воспоминаний бывших епархиалок (привожу далее по тексту брошюры "К.Э.Циолковский - народный учитель" - Тула, 1975).

    К.Э.Циолковский фото2


    «У Константина Эдуардовича, — вспоминает на странице 48 бывшая его ученица О.Н.Благовещенская, — никогда не было к нам казенного, формального отношения».

    Г.Н.Зубова в своих воспоминаниях пишет: «Константин Эдуардович с журналом в руке спокойно входил в класс во время предурочной молитвы смотрел в окно, не крестился. По окончании молитвы поклоном приветствовал учениц, шел на кафедру и отмечал в журнале отсутствующих. Урок начинался опросом».

    А.И.Спасская отмечает: «Никто из нас тогда, конечно, не знал, что уроки физики и математики у нас преподает гениальный человек, будущий мировой ученый. Нас привлекала и тянула к Константину Эдуардовичу прежде всего доброта. Он старался вложить в нас серьезные знания и радовался толковым и хорошим ответам».

    Подчеркивая перед ученицами обязанность старательно учиться и возбуждая у них интерес к учению, оказывая доверие и одновременно предъявляя к ним высокие требования, К.Э.Циолковский добивался того, что ученицы видели в нем своего руководителя и относились к нему с уважением, работали охотно и активно.
    Работа учителя на уроке со всем классом умело сочеталась с индивидуальным подходом к учащимся, изучением их положительных и отрицательных качеств. 

    «Помню, — пишет К Э Циолковский в своей автобиографии, — однажды одной слабой девице по ошибке я поставил «пять», но не стал ее огорчать и не зачеркивал балл. Спрашиваю урок в другой раз. Отвечает на «пять». Заметил, что дурные баллы уменьшают силы учащихся и вредны во всех отношениях».

    «В пятом классе, — вспоминает бывшая епархиалка В.А.Доброхотова, — на уроке физики Константин Эдуардович спросил ученицу, а её отметку «четыре» ошибочно поставил в соседнюю графу. На следующем уроке ученица оказала об этом Константину Эдуардовичу. Циолковский был растроган этим поступком и долго говорил нам о честности. Его слова произвели на нас большое впечатление».

    «В пятом классе преподаваемые Константином Эдуардовичем предметы заканчивались, — вспоминает А.С.Троицкая. — На последнем уроке за пять минут до звонка Константин Эдуардович дал нам короткое напутствие: «Мы с вами расстаемся, — сказал он, — к вам придут новые учителя и будут преподавать новые интересные предметы. Учитесь добросовестно и прилежно, а когда кончите училище и выйдете на самостоятельную дорогу жизни, оставайтесь добрыми и честными. Любите труд он дает удовлетворение уму и отраду сердцу. Старайтесь исправить зло и оказывайте помощь тем, кто в ней нуждается. Не забывайте своего училища и наших преподавателей, старавшихся дать вам полезные и нужные знания. Желаю вам всего доброго и хорошего».

    Завершая цитирование, хотелось бы отметить, что в успех педагогического труда К.Э.Циолковского определяли взаимоуважительные отношения учениц и учителя. Наверняка, способствовало взаимопониманию и умение Константина Эдуардовича говорить просто о сложном, раскрывать непонятное на понятных примерах.

    В уже упомянутой нами брошюре есть (см.стр.31) такие сведения: "Всякий, кому приходилось наблюдать уроки Циолковского, отмечал широкое, а также умелое и оригинальное применение наглядности учителем. Изучение дроби у него начиналось с разрезания яблока, понятие о величине дроби он давал с помощью палочек или полосок бумаги, закрашенных и разделенных на части. Даже при решении задач он стремился к тому, чтобы восприятие шло «при пособии не только слов, но и зрения, образов, фигур и их движений».

    Важные для практики, но трудные для сознательного усвоения задачи на движение, например, о курьерах, пароходах и других предметах, едущих друг к другу навстречу и догоняющих друг друга, сопровождались живой иллюстрацией: два ученика изображали два парохода и действовали сообразно условиям задачи. 

    Вывод о сумме углов треугольника учащиеся получали следующим образом. Под руководством учителя они делали из бумаги несколько разнообразных треугольников, затем углы одного из них срезали, складывали вместе и сравнивали с прямыми. Поступая так и с другими треугольниками, дети приходили к убеждению, что сумма углов во всяком треугольнике равна двум прямым. Склеив из бумаги цилиндр и конус с равными основаниями и высотами, пересыпая из одного тела в другой песок или крупу, учащиеся видели, что объем цилиндра в три раза больше объема конуса. Аналогичная работа проводилась при определении отношения длины окружности к диаметру".

    Ну и наконец, стоит сказать ещё об одной составляющей педагогического успеха К.Э.Циолковского - разнообразии форм и методов деятельности, применяемой им на уроках, и стимулирующей познавательную активность учениц, а также о его стремлении связать теоретическое обучение с практикой. Вернёмся к цитируемой нами брошюре, чтобы воспроизвести воспоминания ещё одной ученицы Циолковского (см.стр.33).

    Учительница-пенсионерка А.В.Рожкова очень хорошо запомнила, как проходили уроки геометрии в епархиальном училище: «Преподавание геометрии Константин Эдуардович также всегда связывал с практическими действиями. Например, при изучении прямых углов применял уровень и отвес, повторяя понятие горизонтальной и вертикальной линии. Измеряли транспортиром два прямых угла—получали сумму 180°. На уроках всегда был циркуль и большой угольник, линейка. Для черчения окружности применяли циркуль. Сначала Константин Эдуардович сам показывал, как начертить окружность, через центр окружности проводил диаметр, показывал радиусы. Измеряли длину диаметра и окружности, находили отношение. Затем учитель вызывал к доске одну из учениц, которая должна была начертить то же самое и измерить. После такого объяснения и учить по учебнику почти нечего — все запоминалось ясно, а зазубривания Циолковский не любил. Для домашних работ мы все имели циркули, транспортиры, линейки с делениями; решая задачи дома, мы с увлечением чертили различные геометрические фигуры, иллюстрирующие задачу или теорему».

    "Ученицы епархиального училища уважали и любили учителя физики и математики К.Э.Циолковского, который учил их не религиозным догмам, а материалистическому пониманию законов природы", - читаем мы на стр.48 в брошюре "К.Э.Циолковский - народный учитель". И соглашаемся с тем, что определяющим фактором их взаимоотношений оказались не официально выраженная принадлежность к господствовавшему мировоззрению, а реально проявленные учителем простые душевные человеческие качества и явный профессионализм.

    О педагогическом труде Константина Эдуардовича Циолковского известно немало. Пример его работы в школе был и остаётся образцом для наших современников-учителей. Материал о педагогической активности учёного имеется и в школьном мемориальном музее К.Э.Циолковского. Знакомство с этим материалом во многом повлияло на профессиональный выбор автора этих строк, а также, могу предположить, и на педагогический выбор других работающих сегодня в лицее учителей - выпускников нашей школы: И.И.Бариновой, М.В.Богатыревой, В.Г.Ермаковой, Н.Д.Колобаевой, И.В.Кондратьевой, С.А.Ларионовой, О.А.Москвиной, Е.Н.Типикиной, Л.А.Набатовой, К.А.Новиковой, И.В.Сулим, Н.Н.Хромовой.

    А.А.Кузин, 
    заместитель директора по учебно-воспитательной работе
    МБОУ "Лицей №9 имени К.Э.Циолковского" г.Калуги

    Текст опубликован в газете лицея "Большая перемена" №01/118, 17.09.2022, стр.4-5

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie