«У Константина Эдуардовича, — вспоминает на странице 48 бывшая его ученица О.Н.Благовещенская, — никогда не было к нам казенного, формального отношения».
Г.Н.Зубова в своих воспоминаниях пишет: «Константин Эдуардович с журналом в руке спокойно входил в класс во время предурочной молитвы смотрел в окно, не крестился. По окончании молитвы поклоном приветствовал учениц, шел на кафедру и отмечал в журнале отсутствующих. Урок начинался опросом».
А.И.Спасская отмечает: «Никто из нас тогда, конечно, не знал, что уроки физики и математики у нас преподает гениальный человек, будущий мировой ученый. Нас привлекала и тянула к Константину Эдуардовичу прежде всего доброта. Он старался вложить в нас серьезные знания и радовался толковым и хорошим ответам».
Подчеркивая перед ученицами обязанность старательно учиться и возбуждая у них интерес к учению, оказывая доверие и одновременно предъявляя к ним высокие требования, К.Э.Циолковский добивался того, что ученицы видели в нем своего руководителя и относились к нему с уважением, работали охотно и активно.
Работа учителя на уроке со всем классом умело сочеталась с индивидуальным подходом к учащимся, изучением их положительных и отрицательных качеств.
«Помню, — пишет К Э Циолковский в своей автобиографии, — однажды одной слабой девице по ошибке я поставил «пять», но не стал ее огорчать и не зачеркивал балл. Спрашиваю урок в другой раз. Отвечает на «пять». Заметил, что дурные баллы уменьшают силы учащихся и вредны во всех отношениях».
«В пятом классе, — вспоминает бывшая епархиалка В.А.Доброхотова, — на уроке физики Константин Эдуардович спросил ученицу, а её отметку «четыре» ошибочно поставил в соседнюю графу. На следующем уроке ученица оказала об этом Константину Эдуардовичу. Циолковский был растроган этим поступком и долго говорил нам о честности. Его слова произвели на нас большое впечатление».
«В пятом классе преподаваемые Константином Эдуардовичем предметы заканчивались, — вспоминает А.С.Троицкая. — На последнем уроке за пять минут до звонка Константин Эдуардович дал нам короткое напутствие: «Мы с вами расстаемся, — сказал он, — к вам придут новые учителя и будут преподавать новые интересные предметы. Учитесь добросовестно и прилежно, а когда кончите училище и выйдете на самостоятельную дорогу жизни, оставайтесь добрыми и честными. Любите труд он дает удовлетворение уму и отраду сердцу. Старайтесь исправить зло и оказывайте помощь тем, кто в ней нуждается. Не забывайте своего училища и наших преподавателей, старавшихся дать вам полезные и нужные знания. Желаю вам всего доброго и хорошего».
Завершая цитирование, хотелось бы отметить, что в успех педагогического труда К.Э.Циолковского определяли взаимоуважительные отношения учениц и учителя. Наверняка, способствовало взаимопониманию и умение Константина Эдуардовича говорить просто о сложном, раскрывать непонятное на понятных примерах.
В уже упомянутой нами брошюре есть (см.стр.31) такие сведения: "Всякий, кому приходилось наблюдать уроки Циолковского, отмечал широкое, а также умелое и оригинальное применение наглядности учителем. Изучение дроби у него начиналось с разрезания яблока, понятие о величине дроби он давал с помощью палочек или полосок бумаги, закрашенных и разделенных на части. Даже при решении задач он стремился к тому, чтобы восприятие шло «при пособии не только слов, но и зрения, образов, фигур и их движений».
Важные для практики, но трудные для сознательного усвоения задачи на движение, например, о курьерах, пароходах и других предметах, едущих друг к другу навстречу и догоняющих друг друга, сопровождались живой иллюстрацией: два ученика изображали два парохода и действовали сообразно условиям задачи.
Вывод о сумме углов треугольника учащиеся получали следующим образом. Под руководством учителя они делали из бумаги несколько разнообразных треугольников, затем углы одного из них срезали, складывали вместе и сравнивали с прямыми. Поступая так и с другими треугольниками, дети приходили к убеждению, что сумма углов во всяком треугольнике равна двум прямым. Склеив из бумаги цилиндр и конус с равными основаниями и высотами, пересыпая из одного тела в другой песок или крупу, учащиеся видели, что объем цилиндра в три раза больше объема конуса. Аналогичная работа проводилась при определении отношения длины окружности к диаметру".
Ну и наконец, стоит сказать ещё об одной составляющей педагогического успеха К.Э.Циолковского - разнообразии форм и методов деятельности, применяемой им на уроках, и стимулирующей познавательную активность учениц, а также о его стремлении связать теоретическое обучение с практикой. Вернёмся к цитируемой нами брошюре, чтобы воспроизвести воспоминания ещё одной ученицы Циолковского (см.стр.33).
Учительница-пенсионерка А.В.Рожкова очень хорошо запомнила, как проходили уроки геометрии в епархиальном училище: «Преподавание геометрии Константин Эдуардович также всегда связывал с практическими действиями. Например, при изучении прямых углов применял уровень и отвес, повторяя понятие горизонтальной и вертикальной линии. Измеряли транспортиром два прямых угла—получали сумму 180°. На уроках всегда был циркуль и большой угольник, линейка. Для черчения окружности применяли циркуль. Сначала Константин Эдуардович сам показывал, как начертить окружность, через центр окружности проводил диаметр, показывал радиусы. Измеряли длину диаметра и окружности, находили отношение. Затем учитель вызывал к доске одну из учениц, которая должна была начертить то же самое и измерить. После такого объяснения и учить по учебнику почти нечего — все запоминалось ясно, а зазубривания Циолковский не любил. Для домашних работ мы все имели циркули, транспортиры, линейки с делениями; решая задачи дома, мы с увлечением чертили различные геометрические фигуры, иллюстрирующие задачу или теорему».
"Ученицы епархиального училища уважали и любили учителя физики и математики К.Э.Циолковского, который учил их не религиозным догмам, а материалистическому пониманию законов природы", - читаем мы на стр.48 в брошюре "К.Э.Циолковский - народный учитель". И соглашаемся с тем, что определяющим фактором их взаимоотношений оказались не официально выраженная принадлежность к господствовавшему мировоззрению, а реально проявленные учителем простые душевные человеческие качества и явный профессионализм.
О педагогическом труде Константина Эдуардовича Циолковского известно немало. Пример его работы в школе был и остаётся образцом для наших современников-учителей. Материал о педагогической активности учёного имеется и в школьном мемориальном музее К.Э.Циолковского. Знакомство с этим материалом во многом повлияло на профессиональный выбор автора этих строк, а также, могу предположить, и на педагогический выбор других работающих сегодня в лицее учителей - выпускников нашей школы: И.И.Бариновой, М.В.Богатыревой, В.Г.Ермаковой, Н.Д.Колобаевой, И.В.Кондратьевой, С.А.Ларионовой, О.А.Москвиной, Е.Н.Типикиной, Л.А.Набатовой, К.А.Новиковой, И.В.Сулим, Н.Н.Хромовой.